Р. И. Б.
(опыт демонстрации траура)
Когда скончался мой второй муж, в морге я была в черной прямой юбке до
середины икры, в черном приталенном жакете и его любимой из искусственного
шелка блузке, тоже черной, но спереди в белый горох, потому что мы уже
несколько лет как состояли с ним в разводе. Мне повезло, что стоял уже
конец августа и было довольно-таки прохладно, так что я смогла позволить
себе старую, мамину еще с довоенных времен черную шляпку, плоскую, с приподнятым
козырьком, с рыжим перышком и вуалькой. Я это сделала именно ради вуальки:
я ведь не знала, какое впечатление на меня окажет общая атмосфера ритуального
зала, который примерно за месяц перед тем открыли при нашем центральном
морге, буду я плакать или не буду, и каким образом на меня за это посмотрят
родственники от его последнего брака: мол, скажите, рыдает, будто любила
его больше, чем мы! - и наоборот, сослуживцы, которых я знала, как облупленных,
и они меня знали, и как он гулял от меня знали, а все равно бы сказали:
мол, столько лет прожила, а слезы из себя не выдавила. Так что вуаль соответствовала
общей обстановке как нельзя лучше. И я была рада, что не послушалась маму
и надела эту ее шляпку. На вуальке были еще черные, сделанные из бархата
мушки, которые можно было принять хоть за родинку, а хоть и за размазанную
возле глаза слезу. Жалко, что таких удобных вещей наша промышленность
больше не выпускает.
Из украшений я решила себе позволить только два обручальных кольца: первое
в память о покойном и второе как утверждающее продолжение моей жизни,
к покойному уже касательства не имеющей. Туфли надела старые, во-первых,
потому что растоптанные, а во-вторых, на случай дождя и кладбищенской
грязи, что кстати, потом и сбылось. В один карман жакета положила белый
носовой платок с белой вышивкой шелком вдоль уголков, - в наши дни уже
практически никто не умеет так ненавязчиво накрахмалить и подсинить белье,
- этот платок имел хруст первого снега и такой же отблеск, какой на снегу
бывает от небесной голубизны. В другом кармане жакета у меня лежал большой
носовой платок моего третьего мужа, очень темный, с едва заметной двойной
полосой по краям. В морге и на кладбище я комкала в руках и подносила
к глазам большой темный платок, что соответствовало печали момента, а
уже потом на поминках, в длинной коммунальной квартире, где у его новой
семьи были две смежные комнатки в девять и двенадцать квадратов, я достала
свой маленький, белый, как теперь никто уже не крахмалит и не синит, платок,
чтобы гости наглядно увидели: от каких условий он ушел, чтобы в какой
грязи поселиться. Губы я себе позволила накрасить только во второй половине
поминок, когда обстановка разрядилась, стали вспоминать смешное - сначала
о покойном, а потом и другие нелепые случаи. И примерно тогда же сняла
жакет, после чего оказалось, что черная блузка в белый горох у меня комбинированная:
так, например, спинка у нее вся черная, а воротник, который до этого скрывался
под жакетом, кипельно-белый. Еще к этой блузке у меня имелся белый пристегивающийся
волан, который крепился к пуговкам от выемки горловины и прямо до пояса,
но я его оставила дома, потому что под эти поминки волан явно не подходил.
Всего я не умею аргументировать, но очень чувствую подобные тонкие грани.
Доказательством этому, между прочим, могут послужить похороны восьмимесячной
внучки наших соседей по даче, на которые я пришла именно с этим белым
воланом, прикрепленным к той же комбинированной блузке, что, во-первых,
очень к месту бледнило лицо, а, во-вторых эту блузку заметно преображало,
а я уже в ней этим летом была у них на юбилее. Из украшений на мне были
только сережки с искусственным жемчугом, два обручальных кольца и золотая
цепочка. На ногах черные ажурные чулки и новые на высоком каблуке синие
босоножки, что при венозных ногах было с моей стороны почти подвигом.
Но поскольку наши соседи были в то время люди достаточно высокопоставленные
и я понимала, какой круг соберется и как они болезненно будут реагировать,
если кто-то бросит на их положение тень, то с моей стороны было бы некрасиво
не пойти им навстречу и тем более в такой день. Потому что насколько же
легче свою культуру показать в местах отдыха: на именинах, на концерте,
на вручении грамот передовикам производства, на набережной в Крыму или
в парке культуры и отдыха, о, я это тоже всегда умела. Но полностью соответствовать
моменту конкретных похорон - только это выдает человека с головой, потому
что на это способны только культурно тонкие натуры. Например, когда у
меня наконец умерла мама, три с половиной года пролежала, все делая под
себя, так что уж и в дом никому не войти, а мне так, наоборот, из дома
не выйти, и вот лежит она маленькая, раз навсегда помытая, в своем стареньком
синем, а точно на вырост пошитом платье и в белом, в мелкий цветочек платочке,
которым я челюсть ей сразу же и подвязала, - а я стою и не знаю, первый
раз в жизни не знаю, в чем мне теперь надо быть. Мама отмучилась и я с
ней отмучилась. Что же мне, думаю, как зеркало себя зачехлить с головы
до пят? Люди придут, скажут: что мы не знаем, как она с ней извелась,
зачем же комедию перед нами ломать в трагических тонах? И наоборот, чуть
не так приоденься, сестры материны заклюют. А двоюродная у меня есть,
такая грубая женщина, ей из армии сына в цинковом гробу привезли, ничего
не открывали, какой он там лежал, неизвестно, казалось бы, стой себе,
если тебя еще ноги держат, и думай, чем дальше-то теперь будешь жить,
так нет, она к его девушке прямо на кладбище подошла, причем именно что
не к невесте, а к девушке, с которой он перед армией немного погулял и
ушел, так двоюродная ей в лицо плюнула и еще стала носовым платком румяна
и помаду с нее стирать.
И вот стою я около мамы, это все внутри себя взвешиваю. Одно дело на чужие
похороны ходить, а совсем другое - у себя принимать. А у себя-то я их
только раз принимала: у меня когда первый муж утонул, с двумя малолетками
меня оставил, залил глаза, что называется, бесповоротно, железобетонные
блоки на строительство камвольного комбината вез, так его потом из озера
вынимать пятитонный кран из области вызывали. А не утонул бы, так по расстрельной
бы пошел, он ведь сначала на переезде "победу" в пластилин раскатал,
хорошо бы еще просто "победу", а в ней какое-то важное руководство
сидело. Ко мне из разных органов после этого с месяц ходили: мол, никто
ли его к этому не подстрекал? А я им говорю: где ж вы, мои люди дорогие,
были, когда он меня вокруг дома гонял с топором, с косой, с вилами, один
раз с артиллерийским снарядом даже, от войны уцелел, на чердаке у нас,
оказывается, лежал, - может, его и к этому кто подстрекал, кроме зеленого
змия? Мы тогда в районе жили, а в районе похороны, о, это самая что ни
есть кульминация жизни, и потом девять дней, а потом сорок дней, - всех
уважь, накорми, напои. В девять дней я еще не в себе была, его мать меня
во что положено, в то и обрядила, а уж на сороковины я им показала, какого
мы парня потеряли и как его всем нам будет не хватать, - и, что характерно,
об этом громче других мать этой табельщицы с автобазы вопила, с которой,
все знали, он путался. И вот напекли мы со свекровкой блинов, а как к
гостям выходить, я - к себе, взяла и то самое платье, в котором мы в загсе
расписывалась, и надела. Розовое, атласное, лиф сзади на двадцати двух
пуговках, внутри они деревянные, а по верху тем же атласом обшиты, сейчас
такие уже не делают, впереди вставка из белого гипюра, юбка колоколом,
внизу волан, сверху по плечам и вдоль выреза рюши, и пояс, на фетр посаженный,
плотный, широкий, отчего фигура как рюмочка. Только шальку черную на плечи
набросила, чтобы друзья его меня не прибили, когда выпивши станут. А они
это так расценили, что я, мол, считаю себя его вечной невестой, - это
свекор им так преподал. А сам меня в темноте подловил, когда я им в погреб
опять за самогоном пошла, да на сеновал, и давай с меня платье срывать,
хорошо не снасильничал спьяну. Ничего не могу сказать, совестливый был
человек, две газеты выписывал "Правду" и "Советский спорт"
и еще себе два журнала "Огонек" и "Советское пчеловодство",
а для меня "Работницу".
И вот стою я около мамы, жизнь свою вспоминаю, а верное решение не приходит.
Женщина я, хотя и не старая, мне черный цвет далеко не к лицу. И муж у
меня почти молодой, я последнего мужа на пять лет младше себя взяла. Маме
чего на меня обижаться, три с половиной года, как куколка, пролежала,
чистенькая, расчесанная, ухоженная. А мужу станет от меня противно, он
повернется и уйдет. Женщине об этом никогда нельзя забывать. Потому что
пока ты живая, твоя жизнь продолжается. Только раньше я, когда на похороны
ходила, о себе никогда ведь не думала, а все только, как людей не обидеть
и себя им с культурной стороны показать. И особенно это стало трудно теперь,
когда пенсия крайне скромная и гардероб по своим возможностям далеко не
тот, что я могла себе раньше позволить. Но все равно, когда в минувшем
году у нас у соседки по лестничной площадке мама-старушка выбросилась
из окна, - у нее астма была, она от кошек задыхалась, выставит бывало
стул возле лифта, сидит, воздухом дышит либо же из флакончика в себя прыскает,
а дочка кошек разводила, ворсистых, специальных, с плоскими мордами, она
с них жила, с кошек этих, и хотя у этой выбросившейся старушки квартира,
где она прописана, была своя, отдельная, хорошая, она мне сама говорила:
спальня, зала, кухня восемь квадратов, дочка эту квартиру каким-то черным
стала сдавать, и на эти деньги сына в институте учила, а мама-старушка
у нас возле лифта сидела-сидела, а потом ей, видимо, это все надоело вконец,
- так вот у нас в подъезде многие женщины вообще отказались идти ее хоронить,
мол, из-за того что она очень большая грешница. Гроб, как положено, во
дворе на табуретках поставили, только закрытый, конечно, все-таки с девятого
этажа человек упал. Так эти наши праведницы, точно мухи к зиме, все окна
обсели, а во двор не вышли. Некрасиво получилось. Один внук ее стоял плакал,
которого в институте учили на деньги с ее квартиры. А дочка, видимо, на
мать тоже обиделась, стояла в зеленой куртке и дулась, как мышь на крупу.
А я по этому случаю не поленилась, в черной вязаной кофте рукава на локтях
заштопала, черную прямую юбку, которая у меня до середины икры, где моль
побила, дырочки заштуковала, подниз коричневый свитерок надела типа "лапша",
на ноги - новые черные туфли-лодочки, которые невестке не подошли, так
она их мне за полцены отдала, а голову покрыла, хотя платков из принципа
не ношу, от них вид получается деревенский, темной в мелкий-мелкий цветочек
косынкой.
Если этого человек не понимает, ему все равно не объяснишь, но лично я
очень чувствую такие мелкие нюансы. И несмотря на печаль происходящего,
всегда, по-своему, от них получаю удовольствие. И оно постепенно уравновешивает
печаль.
Еще могу привезти пример, как у нас в цеху был взрыв аммиака, и три человека
погибли на месте, а одну женщину не довезли до больницы. А поскольку руководство
их в один день хоронить запретило, чтобы ненужное внимание к этому случаю
не привлекать, так у нас похороны длились три дня подряд. И на всех четырех
похоронах я была соответственно каждому случаю в разном. Но я сейчас хочу
сказать про другое. Эта женщина, которую до больницы не довезли, сама
меня попросила сменами с ней сменяться, а мне еще это было не очень удобно,
но я все-таки ей из уважения уступила, и вот теперь она с восемьюдесятью
пятью процентами своей обожженной поверхности лежала в гробу, а я в черном
газовом шарфе поверх шиньона (тогда в моде были высокие такие прически
с начесом либо с шиньоном) стояла возле, еще на мне был черный болоньевый
плащ, высокие лаковые сапоги на каблуке типа шпилька и черная лаковая
сумка через плечо, в то время как сумки через плечо только-только еще
стали носить. Потому что эта погибшая женщина была в два раза меня старше,
и как мне ни было жалко ее осиротевших детей и внуков и особенно мужа,
которого все время под руки держали, а иначе он заваливаться начинал,
я оделась хотя и траурно, но сознательно как молодая, красивая женщина,
чтобы они воочию поняли, какая я еще непожившая, и что мне еще двух детей
поднимать, и что если я бы сейчас тут вместо их престарелой мамы лежала,
это же было бы намного несправедливей. И ведь я ради них так оделась,
чтобы дать им об этом понятие и через него хоть какое-то утешение, а они
расценили, что, мол, с моей стороны никакой благодарности и еще столько
всего потом про меня говорили, - только зачем же я буду глупости за ними
повторять?
Тем более я хочу сказать, что на всех не угодишь. А в жизни главное -это
не уронить достигнутый внутри себя уровень, а уж другие люди пусть стараются
до него подняться, если, конечно, смогут. Эта мысль, между прочим, меня
после маминой смерти тоже немного приободрила. И я тогда вспомнила, как
мама меня любила, как она уважала мой ум и правильные понятия, и какую
она тяжелую жизнь прожила, в детстве от голода пухла, в первую войну немцы
отца убили, во вторую - мужа убили и старшего брата, а из радостей у нее
только и было: один раз от профкома бесплатная путевка в пансионат "Связист"
под Бердянском и что дети живут от нее лучше и многое могут себе позволить.
И я тогда вспомнила, что она больше всего у меня любила платье из ткани
кримплен - темно-зеленое, фасона реглан, отороченное черным кролем внизу
рукавов и вокруг круглого выреза шеи, я еще в нем есть на фото, восемнадцать
на двадцать четыре, когда нас, как передовиков, для Доски почета фотографировали.
Я только боялась, что могу не пройти в него в объемах, что потом и подтвердилось,
но поскольку раньше вещи шили добротно и в швах оставляли хороший запас,
то я его в боках распорола и очень удачно расширила.
И я чувствовала потом по взглядам, что это было более или менее правильно
понято. И даже двоюродная, которая хоть кому может плюнуть в лицо, спросила,
когда уже помянули: по случаю, мол, пошила? Я говорю: допустим, по случаю,
что с того? А она говорит: молодец, уважила маму, твоя мама из сестер
всех лучше была, а уж против моей матери - и нечего говорить. Но я этого
разговора дальше не поддержала.
Теперь я уже достаточно привела примеров. Другие примеры вам теперь нового
уже не дадут. Только я не хочу, чтобы у вас осталось заключение, будто
я близко принимаю к сердцу, как тот сверчок, один свой шесток. Это будет
ошибочно. Когда умер наш дорогой генеральный секретарь Леонид Ильич, я
одна пришла именно что на работу, а не траурный митинг, как потом следом
за мной сделали некоторые, в черном платке, хотя мое отношение к платкам
вы уже знаете, в темно-серой, до середины икры юбке, в чисто черного цвета
фланелевой блузке и черных шерстяных чулках. И еще потом, когда наши руководители
безвременно умирали, я всегда умела свое отношение к постигшему наше государство
горю своевременно показать.
Я это все вспомнила еще для того, чтобы в наше смутное время, когда сбесившиеся
от денег люди одно перепутали с другим и взяли теперь моду на кладбище
хоронить своих издохших собак и котов, рассказать, какая культура была
в человеке раньше и как бы мне ее хотелось передать двум моим детям, пятерым
внукам и правнукам и не только.
|